Человек и мир


Водные богатства Республики Беларусь

К водным богатствам Земли относятся океаны, моря, реки, озёра, каналы, водохранилища, пруды, ледники, болота.

Одни из них созданы природой (естественные), другие — человеком (искусственные).

Водные богатства.pngК естественным относятся: океаны, моря, озёра и реки.

Искусственными являются: каналы, водохранилища, пруды. Их создал человек для своих хозяйственных нужд.

Пруд — искусственный водоём для хранения воды с целью водоснабжения, орошения, разведения рыбы и водоплавающей птицы.

Водохранилище — искусственный водоём, образованный в долине реки с помощью плотины для накопления и хранения воды в целях её использования в хозяйстве.

Канал — искусственный водоток, предназначенный для сокращения водных маршрутов или для перенаправления потока воды.

Река — это большой природный поток воды, который постоянно течёт по разработанному им углублению — руслу.

Вода имеет свойство стекать сверху вниз. Также и река течёт с более высокой местности, прокладывая себе путь и огибая препятствия.

Исток, русло, берега, устье — это части реки.

Начало реки называется истоком. Река может начинаться с родника, озера, болота, ледника.

Части реки 3.png

Одни реки впадают в море, другие — в озеро, некоторые реки впадают в другие реки, и в таком случае они называются притоками. Место, где река впадает в другую реку, озеро или мореназывается устьем.

У реки есть правый и левый берега. Чтобы правильно их определить, нужно встать по течению реки.

Самая большая река в мире — Амазонка в Южной Америке. Её длина — около семи тысяч километров. Иногда в устье реки встречаются уступы, с которых вода падает вниз. Такое явление называется водопад. Самый высокий водопад на Земле — Анхель, его высота около километра.

 

 




Какая река в Беларуси самая длинная?
Самая длинная река в Беларуси — Днепр. По территории нашей страны она протекает на протяжении 697 километров. Вся длина реки более двух тысяч километров. Днепр берёт начало в русской земле, у деревни Клецевой Смоленской области. Из небольшого мохового болотца вытекает маленький ручеёк и бежит на юг. Его легко перешагнуть. Это и есть Днепр. Протекая по этой территории, Днепр набирает силу. И вступает в пределы Беларуси. Здесь он принимает воды многочисленных больших и малых белорусских рек — Березины, Друти, Сожа, Припяти и других рек. И несёт их дальше через бескрайние степи Украины к Чёрному морю.

Вторая после Днепра по длине река в Беларуси — Западная Двина. Течёт она по узкой и глубокой долине. Часто делает крутые, неожиданные повороты. Берега у неё почти сплошь высокие и обрывистые. Течение быстрое, неспокойное. Только возле самого Балтийского моря, куда она впадает, река успокаивается, и берега её становятся низкими. Берёт начало Западная Двина тоже в России, недалеко от истоков Волги и Днепра, течёт через Беларусь и Латвию. Русские и белорусы называют её Двиной, латыши — Даугавой.

Нёман
В Беларуси почти 21 тысяча рек. Нёман —одна из наиболее крупных (после Днепра и Западной Двины) рек нашей страны. Её длина на
территории Беларуси больше 400 километров. Вся длина Нёмана 937 километров. Свой путь река держит к Балтийскому морю. А начинается она в центре Беларуси в 50 километрах к юго-западу от Минска. Среди заболоченных лесов берут начало её истоки — Нёманец и Лоша. Старожилы рассказывают, что когда-то обе реки вытекали из одного родника. А в старой легенде говорится вот что. Давным-давно Нёманец и Лоша родились в одном месте. И были
братом и сестрой. Однажды капризная Лоша убежала. Долго искал её брат, бежал напрямик через луга и леса, но всё-таки нашёл. И действительно, вырвавшись из болот, Нёманец и Лоша направляются в разные стороны. А затем снова сливаются вместе, образуя Нёман.
Нёман любят и уважают белорусы. Само название реки, как предполагают, означает «наш»,  «домашний».

Что особенного в Голубых озёрах?
Во многих озёрах вода голубая. Но есть в Беларуси группа озёр, которые в самом деле носят название Голубые озёра. Находятся они в Мядельском районе Гродненской области. Каждое из озёр по-своему удивительно.
Глубля — самое большое из них. Вода его славится прозрачностью и чистотой. А ещё тем,что летом в солнечную погоду приобретает зеленоватый оттенок. Оказывается, дно озера покрыто светлыми известковыми отложениями. Благодаря им обычный голубоватый цвет воды приобретает необычный оттенок.

Озеро Болдук знаменито тем, что является третьим по глубине озером Беларуси. Оно почти 40 метров глубиной! А ещё это озеро отличается высоким содержанием кислорода в воде.Озеро Глубелька завораживает своим видом.
Очертаниями оно похоже на сердце. Посередине озера расположен маленький островок. Две сосны, растущие на нём, издали напоминают стрелы, пронзившие сердце. Поэтому иногда это озеро называют Разбитым сердцем.
Самое солёное из Голубых озёр — озеро Ячменец. Оно небольшое, по форме напоминает ячменное зерно. Глубина его небольшая — неболее 9 метров. Но вода  прозрачна до самого дна. А солоновата она потому, что содержит много растворённых солей.
Озеро Карасик удивительно тем, что его вода насыщена йодом. И после купания на теле чело-века остается лёгкий красноватый налёт. Озеро Глухое (его также называют Мёртвым) уникально своей тишиной. Не то что животных,даже растений в озере почти  нет. Люди берегут этот изумительный уголок
природы Беларуси. Голубые озёра объявлены заказником.




1. В какую реку стекает вода с большей части территории Беларуси?
2. Какая река в Беларуси при замене одной буквы в названии «превращается» в два числа?
3. Какую реку народ называет «батькой»?
4. Верно ли, что Припять, Березина, Сож являются притоками Днепра?
5. Какой тетерев в Беларуси никогда не взлетит?
6. Какую лань в Минской области не поймать?
7. Где расположено больше всего озер: в южной или в северной части Беларуси?
8. Правда ли, что самое большое озеро Беларуси находится на северо-западе Минской области?
9. Верно ли, что самое большое озеро Беларуси — озеро Долгое?
10. В какой области находится самое глубокое озеро Беларуси?


 


 

    Формы земной поверхности


    Гора — это неровный участок земной поверхности, который сильно возвышается над окружающей поверхностью.

    Эверест (Джомолунгма) самая высокая гора в мире

    Холм — небольшое возвышение в пределах равнины.

    ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ И ЧЕМ СХОЖИ ГОРЫ И ХОЛМЫ?

    Гора – возвышенность более 200 метров над окружающей местностью.

    На карте обозначена коричневым цветом.

    Холм – небольшая выпуклая возвышенность,  не превышающая 200 метров над окружающей местностью.

    Ещё горы и холмы отличаются своим строением. В горах имеются выходы скальных пород, на которых отсутствует растительность. Холмы всегда имеют почву, на которой растут трава, кустарники и деревья.

    Гора и холм имеют одинаковые части. Гора и холм состоят из подошвы, склонов и вершины.

    Подошва — это место, где начинается гора или холм.

    Вершина — самая высокая часть горы или холма.

    Склон — это участок между подошвой и вершиной. Склон может быть крутым или пологим.


     Равнина — это более или менее ровный участок земной поверхности.


    Овраг углубление на равнинах.
    Овраги приносят вред, разрушая верхний плодородный слой почвы!

     

     

     

     

     

     

     


    КАК НА КАРТЕ ЦВЕТОМ ОБОЗНАЧЕН ВИД РЕЛЬЕФА?


    Человек и мир. Книга для чтения. с.30 - 34

    29.05.2020
    ТЕМА:
     Правила поведения в общественных местах

    На уроке ты узнаешь
    •  о правилах поведения в общественных местах (на улице, в транспорте, библиотеке, театре, музее, магазине);
    • о необходимости их выполнения.


    • Собери части пословиц. 
    • О чём ты узнаешь на уроке?
     Познакомься со словариком "Об этикете".


    • Прочитай текст, с. 140.
    • Выполни игровое упражнение "Найди общественные места".


    • Прочитай текст на с.141.
    • Какие правила поведения нужно соблюдать в общественном транспорте?

    • Посмотри видеоролик. Что ещё можно рассказать о правилах поведения в общественном транспорте?

    • Используя сведения из словарика "Об этикете", расскажи о правилах поведения в общественных местах, изображённых на картинках, с. 142. 
    • Определи правило поведения в общественное место.


    • Оцени поведение детей: правильное оно или неправильное. Перемести картинку в нужное поле.

    Помни о правилах поведения 
    и выполняй их!

    22.05.2020
    ТЕМА:
     Права ребёнка

    На уроке ты 
    • узнаешь об основном законе государства - Конституции, правах и обязанностях граждан;
    • познакомишься с законом Республики Беларусь «О правах ребенка».


    • Познакомься со словами, с которыми встретишься на уроке, и их значением.

    • Прочитай текст, с. 136 - 139. 
    • Внимательно рассмотри карту ума и расскажи, кто защищает права детей и что для этого делается в нашей стране.

    • Соедини картинку с соответствующим правом ребёнка.

    • Прочитай толкование права. Соедини с названием.

    • Прочитай высказывания. Определи - это твоя обязанность или ты на это имеешь право. Перемести карточку.
    • Рассмотри внимательно картинки и соедини с правом, которое нарушено по отношению к этим сказочным героям.



    • С. 136 - 139, прочитать статью, ответить на вопросы.  



    15.05.2020
    Тема:
    Семья.Экономика семьи.


    На уроке ты
    узнаешь о необходимости заботливого и уважительного отношения к членам своей семьи; 
    познакомишься с понятием «бюджет семьи» и его составляющих.


    Составь пословицу из слов. Как понимаешь смысл пословицы?


    • Разгадай ребусы. Проверь себя.

    • О чём пойдёт речь на уроке? Прочитай материал учебного пособия на с. 128 - 131.
    • Ответь на вопросы, с. 131.
    • Закрепи знания о семье с помощью флеш-карт. Узнай дополнительные сведения о семье.

    Проверь себя.
    • Из чего складывается семейное счастье? Соотнеси нужные слова со словом "семья".

    • Распредели домашние обязанности между членами семьи.

    • Соедини части пословиц. Объясни их смысл.
       . Что такое «экономика»?
    • Прочитай первый абзац текста на с. 132.
    • Познакомься со словариком "Экономика семьи".

    • Семейный бюджет

    • Прочитай информацию на с. 132-136. 
    • Ответь на вопросы, с. 136.
    • Выполни игровое упражнение и распредели доходы и расходы в соответствующее поле.



    Прочитай текст на с. 132—135, ответь на вопросы из рубрики «Прверьте себя».







    08.05.2020
    Тема:
    Питание и здоровье




    • Прочитай информацию на с. 124-127.
    • Выполни игровое упражнение "Пища должна быть разнообразной".


    • Какая пища полезна для здоровья? Выполни игровое упражнение "Вредно - полезно".
    •  Какие правила здорового питания нужно соблюдать? Выполни игровое упражнение "Да-нетка".




    01.05.2020
    ЧЕЛОВЕК И МИР
    ТЕМА: Забота о своём здоровье. Правила личной гигиены.
    На уроке ты

    • познакомишься с правилами сохранения здоровья. 
    • Прочитай пословицу "Береги платье снову, а здоровье смолоду".  Как понимаешь её смысл?
    • Познакомься со "Словариком здоровья".
    • Проверьте правильность своих предположений в первом абзаце на с. 115 учебного пособия.
    • Выполни игровое упражнение "Правила здорового образа жизни".


    • Прочитай информацию о режиме дня, рассмотри картинки на с. 116-117. 
    • Выполни игровое упражнение "Найди пары". Сравните свой режим дня с предложенным в игре.

    • Прочитай информацию на с. 118.
    • Познакомься с дополнительной информацией о режиме дня.
    Проверь себя.
    • Чтобы быть здоровым и хорошо учиться, нужно соблюдать правила здорового образа жизни. Выбери верные высказывания в  игре "Верно - неверно".





    ЭТО АКТУАЛЬНО!!!


    Домашнее задание: Прочитай текст на с. 115—124 учебного пособия, ответь на вопросы из рубрики «Проверьте себя».
     Составь рассказ о своем режиме дня. 



    ТЕМА: Охрана животных

    На уроке ты 
    • познакомишься с животными Красной книги;
    • правилами поведения в природе.

    • Вспомни, какие есть группы животных. Выполни игровое упражнение.

    • Знаешь ли ты, какие животные могут быть опасными для человека, чем они могут быть опасны? Выполни игровое упражнение и сможешь ответить на эти вопросы.
    • Прочитай 1-2 абзац на с. 110.
    • Почему люди в мире обеспокоены проблемой охраны животных?
    • Прочитай 1 абзац на с. 111. 
    • С помощью флэш-карточек познакомься с информацией о Красной книге Республики Беларусь.



    • Закрепи свои знания о животных Красной книги с помощью интерактивной игры "Найди пару".


    • А что ты можешь сделать для охраны животных?
    • Прочитай информацию о правилах поведения человека в природе на с. 112-113.
    • Рассмотри картинки, объясни поведение человека.


    • Выполни игровое упражнение "Да-нетка" и вспомни, что можно, а чего нельзя делать.



    • Нарисуй знаки, запрещающие деятельность человека в природе.


    ЧЕЛОВЕК И МИР
    ТЕМА: Меры предосторожности при обращении с животными

    1. Минутка повторения.



    2. Новый материал.

    • Прочитай текст на с. 105.
    • Знаешь ли ты животных, которые могут представлять опасность для человека?
    • Проверь себя с помощью флэш-карточек "Назови опасных животных".

        • Прочитай текст на с. 106.
        • Посмотри мультфильм "Опасные насекомые".


        • Выполни тест "Жалящие насекомые".

        • Выполни игровое упражнение "Уж или гадюка".

        • Перемести карточки в соответствии с правильностью действий детей.

        • Какие последовательные действия ты совершишь, если тебя укусила собака?

        • Проверь свои знания, что ты знаешь об опасных животных.


        Видео по теме "Меры предосторожности при обращении с животными"
         


        Видео по теме "Укусы насекомых и защита от них"

         
        "ПРИРОДА  - НЕ ПРИРОДА"




        ОБУЧАЮЩЕЕ ВИДЕО

        ПОСЛУШАЙ ГОЛОСА ПТИЦ

        ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ

        "ПРИРОДА  - НЕ ПРИРОДА"


        "ПРИРОДА ЖИВАЯ - НЕЖИВАЯ"
                                            "СВОЙСТВА ВОЗДУХА"
                 "ЗНАЧЕНИЕ И ОХРАНА ВОЗДУХА"



        КРОССВОРД 
        "ПОЧВА. ОХРАНА ПОЧВ"

                 "ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ВОДЕ"

                        "ДЕРЕВЬЯ, КУСТЫ, ТРАВЫ"

                   "ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ"

                            "ЯДОВИТЫЕ РАСТЕНИЯ"


                      "РАСТЕНИЯ КРАСНОЙ КНИГИ"

        КРОССВОРД 
        "КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ ОГОРОДА"




        "ДЕКОРАТИВНЫЕ РАСТЕНИЯ САДА"



        "КОМНАТНЫЕ ДЕКОРАТИВНЫЕ РАСТЕНИЯ"



        "ГРИБЫ"

        "ГРУППЫ ЖИВОТНЫХ"





         

        Комментариев нет:

        Отправить комментарий