К водным богатствам Земли относятся океаны, моря, реки, озёра, каналы, водохранилища, пруды, ледники, болота. Одни из них созданы природой (естественные), другие — человеком (искусственные). К естественным относятся: океаны, моря, озёра и реки. Искусственными являются: каналы, водохранилища, пруды. Их создал человек для своих хозяйственных нужд. Пруд — искусственный водоём для хранения воды с целью водоснабжения, орошения, разведения рыбы и водоплавающей птицы. Водохранилище — искусственный водоём, образованный в долине реки с помощью плотины для накопления и хранения воды в целях её использования в хозяйстве. Канал — искусственный водоток, предназначенный для сокращения водных маршрутов или для перенаправления потока воды. Река — это большой природный поток воды, который постоянно течёт по разработанному им углублению — руслу. Вода имеет свойство стекать сверху вниз. Также и река течёт с более высокой местности, прокладывая себе путь и огибая препятствия. Исток, русло, берега, устье — это части реки. Начало реки называется истоком. Река может начинаться с родника, озера, болота, ледника. Одни реки впадают в море, другие — в озеро, некоторые реки впадают в другие реки, и в таком случае они называются притоками. Место, где река впадает в другую реку, озеро или море, называется устьем. У реки есть правый и левый берега. Чтобы правильно их определить, нужно встать по течению реки. Самая большая река в мире — Амазонка в Южной Америке. Её длина — около семи тысяч километров. Иногда в устье реки встречаются уступы, с которых вода падает вниз. Такое явление называется водопад. Самый высокий водопад на Земле — Анхель, его высота около километра.
Какая река в Беларуси самая длинная? Вторая после Днепра по длине река в Беларуси — Западная Двина. Течёт она по узкой и глубокой долине. Часто делает крутые, неожиданные повороты. Берега у неё почти сплошь высокие и обрывистые. Течение быстрое, неспокойное. Только возле самого Балтийского моря, куда она впадает, река успокаивается, и берега её становятся низкими. Берёт начало Западная Двина тоже в России, недалеко от истоков Волги и Днепра, течёт через Беларусь и Латвию. Русские и белорусы называют её Двиной, латыши — Даугавой. Нёман Что особенного в Голубых озёрах? Озеро Болдук знаменито тем, что является третьим по глубине озером Беларуси. Оно почти 40 метров глубиной! А ещё это озеро отличается высоким содержанием кислорода в воде.Озеро Глубелька завораживает своим видом. 1. В какую реку стекает вода с большей части территории Беларуси?
| |
Гора — это неровный участок земной поверхности, который сильно возвышается над окружающей поверхностью. Эверест (Джомолунгма) самая высокая гора в мире
Холм — небольшое возвышение в пределах равнины. ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ И ЧЕМ СХОЖИ ГОРЫ И ХОЛМЫ? Гора – возвышенность более 200 метров над окружающей местностью. На карте обозначена коричневым цветом. Холм – небольшая выпуклая возвышенность, не превышающая 200 метров над окружающей местностью. Ещё горы и холмы отличаются своим строением. В горах имеются выходы скальных пород, на которых отсутствует растительность. Холмы всегда имеют почву, на которой растут трава, кустарники и деревья. Гора и холм имеют одинаковые части. Гора и холм состоят из подошвы, склонов и вершины. Подошва — это место, где начинается гора или холм. Вершина — самая высокая часть горы или холма. Склон — это участок между подошвой и вершиной. Склон может быть крутым или пологим. Равнина — это более или менее ровный участок земной поверхности. Овраг - углубление на равнинах.
КАК НА КАРТЕ ЦВЕТОМ ОБОЗНАЧЕН ВИД РЕЛЬЕФА? Человек и мир. Книга для чтения. с.30 - 34 |
- о правилах поведения в общественных местах (на улице, в транспорте, библиотеке, театре, музее, магазине);
- о необходимости их выполнения.
- Собери части пословиц.
- О чём ты узнаешь на уроке?
- Прочитай текст, с. 140.
- Выполни игровое упражнение "Найди общественные места".
- Прочитай текст на с.141.
- Какие правила поведения нужно соблюдать в общественном транспорте?
- Посмотри видеоролик. Что ещё можно рассказать о правилах поведения в общественном транспорте?
- Используя сведения из словарика "Об этикете", расскажи о правилах поведения в общественных местах, изображённых на картинках, с. 142.
- Определи правило поведения в общественное место.
- Оцени поведение детей: правильное оно или неправильное. Перемести картинку в нужное поле.
- узнаешь об основном законе государства - Конституции, правах и обязанностях граждан;
- познакомишься с законом Республики Беларусь «О правах ребенка».
- Познакомься со словами, с которыми встретишься на уроке, и их значением.
- Прочитай текст, с. 136 - 139.
- Внимательно рассмотри карту ума и расскажи, кто защищает права детей и что для этого делается в нашей стране.
- Соедини картинку с соответствующим правом ребёнка.
- Прочитай толкование права. Соедини с названием.
- Прочитай высказывания. Определи - это твоя обязанность или ты на это имеешь право. Перемести карточку.
- Рассмотри внимательно картинки и соедини с правом, которое нарушено по отношению к этим сказочным героям.
- С. 136 - 139, прочитать статью, ответить на вопросы.
- Разгадай ребусы. Проверь себя.
- О чём пойдёт речь на уроке? Прочитай материал учебного пособия на с. 128 - 131.
- Ответь на вопросы, с. 131.
- Закрепи знания о семье с помощью флеш-карт. Узнай дополнительные сведения о семье.
Проверь себя.
- Из чего складывается семейное счастье? Соотнеси нужные слова со словом "семья".
- Распредели домашние обязанности между членами семьи.
- Соедини части пословиц. Объясни их смысл.
- Прочитай первый абзац текста на с. 132.
- Познакомься со словариком "Экономика семьи".
- Семейный бюджет
- Прочитай информацию на с. 132-136.
- Ответь на вопросы, с. 136.
- Выполни игровое упражнение и распредели доходы и расходы в соответствующее поле.
- Прочитай информацию на с. 124-127.
- Выполни игровое упражнение "Пища должна быть разнообразной".
- Какая пища полезна для здоровья? Выполни игровое упражнение "Вредно - полезно".
- Какие правила здорового питания нужно соблюдать? Выполни игровое упражнение "Да-нетка".
- познакомишься с правилами сохранения здоровья.
- Прочитай пословицу "Береги платье снову, а здоровье смолоду". Как понимаешь её смысл?
- Познакомься со "Словариком здоровья".
- Проверьте правильность своих предположений в первом абзаце на с. 115 учебного пособия.
- Выполни игровое упражнение "Правила здорового образа жизни".
- Прочитай информацию о режиме дня, рассмотри картинки на с. 116-117.
- Выполни игровое упражнение "Найди пары". Сравните свой режим дня с предложенным в игре.
- Прочитай информацию на с. 118.
- Познакомься с дополнительной информацией о режиме дня.
- Чтобы быть здоровым и хорошо учиться, нужно соблюдать правила здорового образа жизни. Выбери верные высказывания в игре "Верно - неверно".
ТЕМА: Охрана животных
- познакомишься с животными Красной книги;
- правилами поведения в природе.
- Вспомни, какие есть группы животных. Выполни игровое упражнение.
- Знаешь ли ты, какие животные могут быть опасными для человека, чем они могут быть опасны? Выполни игровое упражнение и сможешь ответить на эти вопросы.
- Прочитай 1-2 абзац на с. 110.
- Почему люди в мире обеспокоены проблемой охраны животных?
- Прочитай 1 абзац на с. 111.
- С помощью флэш-карточек познакомься с информацией о Красной книге Республики Беларусь.
- Закрепи свои знания о животных Красной книги с помощью интерактивной игры "Найди пару".
- А что ты можешь сделать для охраны животных?
- Прочитай информацию о правилах поведения человека в природе на с. 112-113.
- Рассмотри картинки, объясни поведение человека.
- Выполни игровое упражнение "Да-нетка" и вспомни, что можно, а чего нельзя делать.
- Нарисуй знаки, запрещающие деятельность человека в природе.
ЧЕЛОВЕК И МИР
- Вспомни группы животных с помощью игры.
- Прочитай текст на с. 105.
- Знаешь ли ты животных, которые могут представлять опасность для человека?
- Проверь себя с помощью флэш-карточек "Назови опасных животных".
- Прочитай текст на с. 106.
- Посмотри мультфильм "Опасные насекомые".
- Выполни тест "Жалящие насекомые".
- Выполни игровое упражнение "Уж или гадюка".
- Перемести карточки в соответствии с правильностью действий детей.
- Какие последовательные действия ты совершишь, если тебя укусила собака?
- Проверь свои знания, что ты знаешь об опасных животных.
Видео по теме "Укусы насекомых и защита от них"
"ПРИРОДА - НЕ ПРИРОДА"
"ЗНАЧЕНИЕ И ОХРАНА ВОЗДУХА"
КРОССВОРД
"ПОЧВА. ОХРАНА ПОЧВ"
"ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ"
"ЯДОВИТЫЕ РАСТЕНИЯ"
"РАСТЕНИЯ КРАСНОЙ КНИГИ"